Форум » Інтернет-конференція «Актуальні питання розвитку адміністративного права та правоохоронної діяльності» » Саенко С.И., ТОПОЛОГИЗАЦИЯ БЫТИЯ НОРМ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА УКРАИНЫ » Ответить

Саенко С.И., ТОПОЛОГИЗАЦИЯ БЫТИЯ НОРМ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА УКРАИНЫ

АPAD: УДК 342.9 ТОПОЛОГИЗАЦИЯ БЫТИЯ НОРМ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА УКРАИНЫ Саенко С.И., к.ю.н., доцент, Луганский государственный университет внутренних дел имени Э.А. Дидоренко Аннотация: приводится характеристика действия норм административного права в пределах территориального суверенитета украинского государства; анализируются подвиды территориального действия данных социальных регуляторов. Ключевые слова: административное право, норма, действие норм, классификация, государственная территория, Украина. Annotation: description over of action of norms of administrative law is brought within the limits of territorial sovereignty of the Ukrainian state; the subspecieses of territorial action of these social regulators are analysed. Keywords: administrative law, norm, action of norms, classification, state territory, Ukraine. Общая площадь Украины - 603700 км2, что составляет 5,7% территории Европы и 0,44% территории мира. Общая длина границ - 6992 км. Из них: длина сухопутных границ - 5637 км.; длина морского участка границы -1355 км. (по Черному морю – 1056,5 км.; по Азовскому морю – 249,5 км; по Керченскому проливу – 49 км.). Украина расположена в Центрально-Восточной Европе, в юго-восточной части Восточноевропейской равнины, между 44''20' и 52''20' северной широты и 22''5' и 41''15' восточной долготы. Она имеет общие сухопутные государственные границы с Беларусью на севере, с Польшей на западе, с Венгрией, Румынией, Молдовой и Словакией на юго-западе, с Россией на востоке. Юг Украины омывается Черным и Азовским морями. Также она имеет морские границы с Румынией, Россией, Болгарией, Турцией и Грузией. С севера на юг территория украинского государства протягивается на 893 километра, с запада на восток - 1316 километров. Украина является наибольшим государством, границы которого не выходят за пределы Европы. Крайние точки ее территории: на севере – с. Петровка (Черниговская область); на юге - мыс Сарыч (Автономная Республика Крым); на западе - г. Чоп (Закарпатская область); на востоке - с. Красная Звезда (Луганская область). Приведенная выше информация сегодня доступна для ознакомления всем пользователям Интернет-ресурсов. Она подается как характеристика территории украинского государства [1]. В силу этого любой человек, который ознакомится с нею, может поспешно предположить, что именно в обозначенных пространственных приделах действуют нормы административного права Украины. Следовательно, и санкции этих норм применяются исключительно в указанных границах. Однако если аналогичный вывод поспешит сделать представитель украинской административно-правовой науки, то для него это будет равносильно признанию своей некомпетентности. Ученый-административист должен, как минимум, не делать поспешных выводов по анализируемому вопросу, а более скрупулезно его исследовать и представить на суд общественности уже научно-обоснованные аргументы в подтверждение или опровержение такой информации. Руководствуясь именно данным правилом, мы попытаемся по возможности понятно и содержательно осветить отдельные аспекты пространственного действия норм административного права, которые сегодня отражают особенности территориального суверенитета Украины. На наш взгляд, в качестве самостоятельных подвидов действия норм административного права в пределах территориального суверенитета Украины можно выделить: 1) внутрилокальное действие определенной части норм административного права, которое не выходит за пределы государственной границы Украины. О существовании данного подвида позволяет заявить анализ содержания тех нормативно-правовых актов, которые регламентируют полномочия органов государственной исполнительной власти и местного самоуправления в принятии административно-правовых норм локального действия – т.е. таких, которые могут реализовываться (действовать) только лишь в приделах установленной административно-территориальной единицы или даже на определенном участке местности. Нормы административного права с указанными параметрами территориального действия свое закрепление получают, как правило, в решениях местных советов и их комитетов, а также в распоряжениях глав сельского, поселкового, городского, районного в городе, районного и областного советов (ст. 59 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине») [2]. Кроме этого, предусмотрена возможность фиксации соответствующего подвида норм как распоряжениями глав местных государственных администраций, так и приказами руководителей структурных подразделений данных государственных органов (ст. 6 Закона Украины «О местных государственных администрациях» предусматривает) [3]. 2) действие отдельных норм административного права на всей территории, рубежи которой обозначены государственной границей Украины. Здесь необходимо отметить следующие особенности. Во-первых, те характеристики территории Украины, которые были приведены вначале этой статьи, применимы как раз к указанному подвиду пространственного действия административно-правовых норм. Во-вторых, если говорить о самих нормах, которые характеризуются обозначенными параметрами территориального действия, то следует также акцентировать внимание и на том факте, что такие нормы содержаться в большей части законодательства Украины. В-третьих, территориальные параметры действия анализируемого подвида норм административного права сегодня четко определяются Законом Украины «О государственной границе Украины». Например, в ст. 1 данного нормативного акта говорится о том, что государственной границей Украины является линия и вертикальная поверхность, проходящая по этой линии, которые определяют границы территории Украины - суши, вод, недр, воздушного пространства. В свою очередь ст. 3 последнего закрепляет, что государственная граница Украины устанавливается: а) на суше - по характерным точкам и линиям рельефа или ясно видимым ориентирам; 2) на море - по внешней границе территориального моря Украины; 3) на судоходных реках - посередине главного фарватера или тальвегу реки; на несудоходных реках (ручьях) - по их середине или посередине главного рукава реки; на озерах и других водоемах - по прямой линии, которая соединяет выходы государственной границы Украины к берегам озера или другого водоема; 4) на водохранилищах гидроузлов и других искусственных водоемах - в соответствии с линией государственной границы Украины, которая проходила на местности к их заполнению; 5) на железнодорожных и автодорожных мостах, плотинах и других сооружениях, которые проходят через пограничные участки судоходных и несудоходных рек (ручьев), - посередине этих сооружений или по их технологической оси, независимо от прохождения государственной границы Украины на воде (ст. 3) [4]. 3) внешнелокальное действие некоторых административно-правовых норм за пределами государственной границы Украины, но в пределах ее государственной территории, т.е. территориального суверенитета. В данном случае речь идет уже о нормах административного права, которые распространяют свое действие на: дипломатические представительства и консульские учреждения украинского государства за рубежом, а также его постоянные представительства при международных организациях; морские, речные, воздушные и космические корабли (станции) под флагом Украины, искусственные острова, установки и сооружения в исключительной (морской) экономической зоне последней; кабели, трубопроводы и другие объекты, принадлежащие украинскому государству и находящиеся в открытом море или космосе. Добавим, что военные корабли приравниваются условно к территории украинского государства повсеместно, а невоенные морские и воздушные суда только в водах и воздушном пространстве Украины, в открытом море и воздушном пространстве над ним. Нормы административного права с приведенными параметрами территориального действия сосредоточены в Законах Украины «О дипломатической службе» от 20 сентября 2001 года № 2728-III [5] и «О исключительной (морской) экономической зоне Украины» от 16 мая 1995 года № 162/95-ВР [6], «Консульском уставе Украины», утвержденном Указом Президента Украины от 2 апреля 1994 года № 127/94 [7], «Положении о применении осмотровых групп Морской охраны Государственной пограничной службы Украины во время проведения осмотра украинских и иностранных невоенных судов», утвержденном приказом Администрации Государственной пограничной службы Украины от 22 мая 2012 года № 360 [8], а также ряде других нормативно-правовых актов. 4) действие определенной части норм административного права в пределах всей государственной территории, рубежи которой выходят за государственную границу Украины. Некоторая часть норм административного права с указанными параметрами территориального действия сосредоточена в Таможенном кодексе Украины (далее - ТКУ). Сегодня такие нормы допускаются к реализации на всей украинской таможенной территории. Важно только учитывать при этом, что пределами последней выступает таможенная граница украинского государства, которая по своим масштабам хотя и шире государственной границы, но тоже ограничивается пределами искусственных островов, установок и сооружений, созданных в исключительной (морской) экономической зоне Украины (ст. 10 ТКУ) [9]. Анализируемый подвид территориального действия норм административного права необходимо уметь правильно отграничивать от предыдущего, поскольку в этом плане существуют определенные нюансы, связанные с искусственными островами, установками и сооружениями, созданными в исключительной (морской) экономической зоне Украины, и которые следовало бы знать. Как уже было отмечено выше, часть норм административного права, которая содержится в ТКУ, распространяет свое действие в пределах всей таможенной территории, рубежи которой шире государственной границы Украины – т.е. такие нормы могут реализовываться в любых участках таможенной территории одинаково, в том числе и на обозначенных объектах. Однако в административно-правовых нормах внешнелокального действия аналогичных параметров реализации не заложено, поэтому они могут быть реализованы исключительно лишь за пределами государственной границы Украины, в частности на упомянутых установках, сооружениях и искусственных островах. Таким образом, масштаб территориального действия этих норм значительно меньше по сравнению с теми нормами административного права, которые распространяют свое действие на всю государственную территорию Украины. И именно данную особенность не следует выпускать из вида. Общетерриториальное действие имеют и некоторые нормы, зафиксированные в Кодексе Украины об административных правонарушениях (далее - КУоАП). Сегодня, например, трудно оспорить тот факт, что за совершение значительной части административных проступков граждане Украины могут быть привлечены к административной ответственности независимо от того, в какой точке государственной территории они прибывают. Речь идет о таких составах административных деликтов, как: нарушение санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и норм (ст. 42 КУоАП), мелкое хищение (ст. 51 КУоАП), коррупционные правонарушения (глава 13-А КУпАП), неправомерное использование государственного имущества (ст. 1841 КУоАП), уклонение от выполнения законных требований прокурора (ст. 1858 КУоАП), самоуправство (ст. 186 КУоАП), нарушение законодательства о государственной тайне (ст. 2122 КУоАП) [10]. И данный перечень можно было бы продолжить дальше, но в этом нет необходимости. Приведенных примеров уже достаточно для того, чтобы подтвердить наличие существования норм административного права с потенциалом действия, рассчитанного на масштабы всей государственной территории Украины, а КУоАП признать источником их закрепления. Литература 1. Территория Украины. Информационно-справочный сайт «Украина» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: // http://proukraine.net.ua/RUS/Territory_Ukraine_rus.htm. 2. Про місцеве самоврядування в Україні: Закон України від 21 травня 1997 року № 280/97-ВР // Відомості Верховної Ради України. – 1997. - № 24. - Ст. 170. 3. Про місцеві державні адміністрації: Закон України від 9 квітня 1999 року № 586-XIV // Відомості Верховної Ради України. – 1999. - № 20-21. - Ст. 190. 4. Про державний кордон України: Закон України від 4 листопада 1991 року № 1777-XII // Відомості Верховної Ради України. – 1992. - № 2. – Ст. 5. 5. Про дипломатичну службу: Закон України від 20 вересня 2001 року № 2728-III // Відомості Верховної Ради України. - 2002. - № 5. – Ст. 29. 6. Про виключну (морську) економічну зону України: Закон України від 16 травня 1995 року № 162/95-ВР // Відомості Верховної Ради України. – 1995. - № 21. – Ст. 152. 7. Про Консульський статут України: Указ Президента України від 2 квітня 1994 року № 127/94 [Електронний ресурс]. – Режим доступу: // http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/127/94. 8. Про затвердження Положення про застосування оглядових груп Морської охорони Державної прикордонної служби України під час проведення огляду українських та іноземних невійськових суден: Наказ Адміністрації Державної прикордонної служби України від 22 травня 2012 року № 360 [Електронний ресурс]. – Режим доступу: // http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/z0993-12. 9. Митний кодекс України від 13 березня 2012 року № 4495-VI // Відомості Верховної Ради України. – 2012. - № 46-№ 48. – Ст. 552. 10. Кодекс України про адміністративні правопорушення від 7 грудня 1984 року № 8073-X [Електронний ресурс]. – Режим доступу: // http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/80731-10.

Ответов - 17, стр: 1 2 All

Саєнко С.І.: 1) гражданин Болгарии может руководствоваться нормами права, закрепленных в НПА. Но нормами ли АП Украины? - приведите хотя бы пример из реального НПА и если в нем будет описание всех трех структурных элементов нормы (я ее в таком только варианте вижу, точку зрения на существование норм-дефиниций, норм-принципов и т.д. - не разделяю), то тогда я смогу ответить, где она может действовать и является ли определенная совокупность нормативных положений именно нормой АП Украины!!! 2) опять же, только высказывая свою точку зрения, полагаю, что норм международно-правовых актов не существует (к слову о делении понятий), а есть разновидность норм или полностью закрепленных в международном документе, или там может найти свое закрепление лишь какой-то ее элемент, или даже нормативное положение, входящие в содержание санкции, гипотезы или диспозиции нормы. Являются ли они нормами АП Украины? - Позвольте сначала Вам ответить вопросом на вопрос, что бы определиться в каком ракурсе в дальнейшем вести дискуссию: " А является ли тогда хотя бы норма, содержание которой целиком закреплено в международном документе, нормой Германии, Франции, Италии и т.д., ели данный документ ратифицирован этими странами помимо Украины?". Как ее назвать? Нормой всех стран????? Административного права????? -----Поэтому, возвращаясь к дискуссии о действии норм в пространстве, я считаю, что нужно исходить, как минимум, из того - а какую из норм следует называть нормой именно АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА, да еще и УКРАИНЫ? Вот нормы АП Украины имеют территориальное действие не только в пределах ее гос. суверенитете, но и вне (т.е. так называемое экстерриториальное действие) - примеры мы некоторые с Вами обсуждали. С благодарностью за внимание к моему докладу и ожиданием продолжения дискуссии, Саенко С.

Богдан Бурбело: Извиняюсь за паузу, по возможности продолжим. 1)За примерами далеко ходить не будем - обратимся к положениям Конституции Украины. Ст.40 "Все имеют право направлять индивидуальные ... письменные обращения.... в органы государственной власти, которые обязаны рассмотреть обращение и дать обоснованный ответ в установленный законом срок". Здесь можно увидеть только элементы правовой нормы, именуемые гипотезой и диспозицией. Санкции в традиционном для теории права смысле тут нет. Но что мешает ей быть в другом источнике административного права Украины? К примеру, Дисциплинарный устав ОВД Украины, который предусматривает ответственность, в т.ч. служащего МВД Украины за несвоевременный ответ на обращение гражданина Болгарии. Гипотеза, диспозиция, санкция - это элементы логической структуры нормы, но не елементы ее словесной формулировки в НПА. Как вариант, если попытаться выстроить эту логическую структуру, рассматриваемая норма может получиться примерно такой: Если Вы подпадаете под категорию "Все", то Вы имеете право направлять индивидуальные письменные обращения в органы государственной власти (Украины), на которые, в свою очередь, имеете право получить своевременный и обоснованный ответ, иначе ответственные за направление такого ответа лица понесут дисциплинарную ответственность. Ну, можно и по-другому сформулировать, но в том-то и проблема, что словесно выразить содержание правовой нормы, да еще чтобы и красиво было, достаточно сложно. 2) Я думаю, что речь все же идет о словесном выражении правовой нормы в международно-правовом акте. Возможно, такая словесная формулировка может быть одна, а нормы - разные. То есть действительно одно и то же положение международного акта содержит в себе одновременно и норму права Украины, и России, Франции, и других стран. А как считаете Вы? Это единая норма? И не административного, а международного права? Заранее благодарен, и так же в ожидании продолжения дискуссии)



полная версия страницы